Ида Нудель●●Рука в темноте●Вступление

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Рука в темноте
Характер материала: Мемуары
Автор: Нудель, Ида
Дата создания: 31 августа 2013. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется Михаилом Израильским - племянником автора
Вступление

История жизни еврейской женщины, бросившей личный вызов карательной советской системе, должна была закончится трагически, как это случилось со многими до меня. Как правило лишь в сказках добро побеждает зло.

История же моей борьбы закончилась победой.

Было ли это случайностью или чудом? Это было и чудо и даже более того. Это было множество людей доброй воли, которые с волнением и симпатией следили за неравным поединком между наивной искренностью одиночки и властью.

Эти неведомые мне друзья выходили на демострации, обращались к своим правительствам с требованиями выдать мне визу. Они писали письма, организовывали конференции, приезжали в Советский Союз.

И смелые граждане, евреи и не евреи, которые приезжали ко мне в ссылку или присылали посылки, помогли мне выжить. Но прежде всего это была моя сестра,Лена, которая долгие годы не давала отдыха ни себе ни другим, в усилиях гарантировать мое выживание.

Все мои действия были легальными, хотя я изо всех сил стралась чтобы КГБ знало о них как можно меньше. Свою позицию я заявляла открыто и откровенно: Я больше не хочу с вами жить! Дайте мне визу в Израиль! Дайте мне и моему народу покинуть вашу страну!

Что со мной происходило, что я чувствовала и о чём думала на протяжении более 17 лет, долгих и тяжёлых лет обретения права на выезд в Израиль для себя лично и для моих соплеменников, я хочу рассказать в знак благодарности тем, кто помог почти безнадежную историю закончить счастливо.

Не в сказке, а в жизни добро победило зло. Каждая девочка и каждый мальчик, каждая женщина и каждый мужчина кто участвовал в этой победе, хотя и безымянно, присутствуют в каждом прожитом мной дне и в каждой истории, описанной в книге. Моя история является доказательством того, что самая трудная из заповеданных человеку этических норм: «и возлюби ближнего как самого себя» - выполнима.

Получив от Министерства Внутренних дел СССР в ноябре 1971 года отрицательный ответ на свою просьбу о выезде в Израиль я присоединилась к тем, кто активно оказывал сопротивление произволу.

Эти люди, вопреки противодействия властей, сами открыто изучали иврит и обучали других Подвергая риску свою свободу и, часто, оказывались жертвами репрессий,они распространяли книги об Израиле и еврейском народе,собирались в субботу возле синагоги, хотя милиция всячески этому препятствовала.

Сопротивление было чисто духовным. С середины 60х, распространяя книги и песни, советские евреи демострировали тоталитарной системе свой протест культурному геноциду, продолжавшемуся более полувека.

Поняв из рассказов многих,получивших отказ на выезд, что и мои шансы невелики, я начала искать стержень для новой жизни. Так я пришла к рассуждению, которое и определило направление мой активности на все годы отказа, то есть на более чем 17 лет.

Я начала помогать заключённым и тем, кого преследовало КГБ, и тем, кто не мог выстоять сам в конфликте с властью, и тем, кто обращался ко мне за помощью.

Я искала, с помощью других и сама, тех кто попав в беду остались без поддержки. Фактически я вела личную войну с КГБ, стремясь отнять у них одну жертву за другой.Убедившись, что тот кому я помогала благополучно покинул Советский Союз, я вмешивалась в другую историю.

Иногда, я одновременно помогала нескольким людям выкарабкаться из конфликта. Так, делая из года в год одно и тоже я помогла очень многим людям обрести свободу. Я должна сказать, что помогать чужим людям значительно тяжелее чем родным. Люди подозрительны и недоверчивы. «Почему она лезет в мои дела, какую выгоду она преследует?»- стандартная реакция.

Я была терпелива, снисходительна и упорна.«Это твой народ. Такой какой он есть- внушала я себе, когда слёзы обиды текли из моих глаз.

Я хотела бы в этой книге рассказать о своём уникальном опыте сопротивоения тоталитарной системе. Все мои действия носили легальный характер, хотя я стремилась к тому, чтобы КГБ знало как можно меньше о них.Моя позиция была открытой и честной, а моим девизом было – я с вами жить не хочу! Дайте визу в Израиль, мне и моему народу!

Истории, рассказанные мною в книге, правдивы даже в мельчайших деталях. Я изменила немного фамилии в тех случаях, когда участники событий не пожелали бы быть названными, а также фамилии тех, кто остался в России.

Построить свои воспоминания как плавное течение событий для меня оказалось задачей невыполнимой, так как в реальной жизни события пересекались. Поэтому я прошу прощения у читателя за сумбур изложения и сложность сопоставления событий.

Очень настойчивый стук заставил меня немедленно броситься к двери.

- Быстрее спустись ко мне в квартиру, там – война!

Мне в голову не пришло уточнять что значит «там». Каждый еврей Советского Союза знает, «там» - это Израиль. Слово, которое не каждый еврей осмеливался произносить вслух, даже без свидетелей.

«Там» - война! Что будет с ними? Что будет с нами??»

«Там» - война! Ида, быстрее, там – война, какой ужас!!

Мой сосед, которому 70 лет, и я стремительно бежим по ступеням лестницы, мы не должны опоздать и пропустить передачу Голоса Израиля, мы не можем пропустить последние известия.

Дрожащими руками он налаживает приёмник, нетерпеливо ищет волну, нервничает и бранится на весь белый свет, на себя, такого неловкого в нужный момент, неужели он пропустит последние известия? Мучительно ждем новости, живы ли они там? Я молча ушла из гостеприимного дома.

С этого дня 1967 года моя жизнь приобрела другой смысл, другой темп, другой стержень. Я видела кругом: в метро,на улице и на работе сосредоточенные еврейские лица. Мы вновь стоим лицом к лицу с судьбой.

Первые три дня были кошмаром, кошмаром конца. На четвёртый день мой сосед позвонил на работу и сказал твердым голосом, что положение значительно лучше, значительно, подчеркнул он.

Неужели они справятся! Не могу хранить в себе такую радость, бегу к евреям, которые работают в другой комнате. Лучше, говорю я, ей лучше.

Их печальные лица становятся белыми. Что ты так кричишь?- шипят они на меня. Но я вовсе не кричу, я шепчу свои чувства. Я хорошо знаю, что кричать нельзя.

О чём вы спорите, что случилось у тебя, Ида ?- спрашивают рядом сидящие сотрудники института. Моя старая тётка заболела - с некоторым запозданием отвечаю я. Они смотрят на меня с подозрением, не проявляя никакого сочувствия. Они тоже отупели от безнадёжности, от безобразных скандалов в общих квартирах, от серости и бессмысленности своей жизни.

Мне было плохо так же как и им. Но вот уже три дня моя жизнь больше не крутится вокруг иссушающих душу проблем. Моя жизнь больше не ползёт, как змея, она летит стремительным полётом – быстрее, быстрее... к приёмнику. Что там?

А там творятся, воистину, фантастические дела. Мы побеждаем! Наконец мы начали побеждать. Какое счастье! Я больше не принадлежу к ущербному народу-жертве, каждый день победы там дает мне все больше и больше права ходить с поднятой головой. Евреи, мы такой же народ как и другие, если нас бьют – мы отвечаем тем же. Неужели это возможно? Каждый новый день подтверждает что это уже получилось!

Ох, что началось вокруг! Оказывается евреи всегда были агрессорами, всегда завоевателями, всегда уничтожали другие народы. Почему несколько дней назад об этом не вопили, а только сейчас, когда евреи побеждают своего смертельного врага? Почему прежде каждый сопливый мальчишка кидал мне в лицо, что все евреи трусы. "Их нужно убивать, чтоб не было трусов на белом свете". Советская печать просто сошла с ума, неистовствует в своей злобе против Израиля.