Леонид Гроервейдл●●Великаны и карлики

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск


Характер материала: Эссе
Автор:
Гроервейдл, Леонид
Дата создания: 18/11/2017. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Великаны и карлики
Остатки древнего города в Бейт-Арье.

Я вспомнил про эту тему, увидев некоторых своих коллег по работе, приехавших лет пятнадцать назад из Эфиопии. Мужчины ростом меньше 160 см, женщины вообще примерно 140. Это наши соплеменники. Потомки древних евреев, как мы. Они не карлики, просто в детстве плохо питались.

Содержание

Ближний Восток - родина коротышек

В 2012 году я побывал на раскопках древнего города на территории современного Бейт-Арье. В полу одного из домов была круглая яма. Я спросил археолога, не гнездо ли это для кувшина. Он ответил, что это погреб.

Как так – погреб? Да кто же сможет пролезть в такую маленькую дырку? Археолог ответил, что для жителей этого города (9-8 век до н.э.) диаметр дырки как раз. Судя по скелетам из захоронений того времени, рост тогдашних евреев был около 160 см для мужчин (у женщин меньше), причём они были узкоплечие и тонкокостные.

Множество таких наблюдений (например, замеченная А. Этерманом очень малая высота потолков в помещениях Кносского дворца на Крите) выстраивается в систему. Древний Ближний Восток – родина малорослых и тонкокостных людей.

С другой стороны известно, что это родина предков многих (возможно, большинства) современных европейцев. В 9-8 тысячелетии до нашей эры произошла массовая миграция населения из наших мест в Европу. Некоторые учёные считают, что таких миграций было две, с интервалом примерно в тысячу лет.

Ближний Восток того времени – сразу после конца ледникового периода – был изрядно перенаселён. То, что в Европе было страшным бедствием, в наших краях было земным раем. Мягкий умеренный климат, изобилие воды. Огромное озеро в Иорданской долине протянулось от Кинерета до нынешнего Мёртвого моря.

Везде в изобилии росли съедобные растения. Бродили гигантские стада диких животных. Хищники не обращали внимания на людей – добычу противную и опасную, когда было полно травоядных. Стало можно выйти из пещер и начать осваивать просторы страны. А когда люди дошли до её рубежей, то пошли дальше.

Благо Чёрного моря тогда не было, а Средиземное представляло собой цепочку озёр, и большая часть его нынешнего дна была сушей. В Европе, откуда только что отступил ледник, было сколько угодно мест для охоты и сбора растений.

Следующая волна мигрантов в Европу пошла примерно через тысячу лет уже после неолитической революции. Когда все места, пригодные для первобытного сельского хозяйства, были освоены, и стало не хватать места, люди устремились по всем направлениям, создавая вторичные очаги производящей экономики.

В западном направлении можно было идти далеко – до Атлантики, не встречая почти никого. Впрочем, немного людей там было. Тех, кто выжил на остатках территории, не покрытой льдом. Они тоже осваивали очистившиеся от ледника пространства, выйдя из своих южных анклавов на Пиренейском полуострове и на Балканах.

Это были потомки людей современного типа, изначально довольно рослых по тем временам. Скелеты в пещере Кро-Маньон принадлежали людям ростом 166-171 см. А в наступившем холодном климате, по закону биологии, преимущество в выживании имели те, кто медленнее замерзает. То есть самые крупные и коренастые, с наибольшим соотношением объёма тела, сохраняющего тепло, и поверхности кожи, через которую оно уходит.

Некоторые генетики считают, что этих людей было вообще не так уж мало по сравнению с пришельцами. Есть точка зрения, что первая миграция с Ближнего Востока в Европу произошла перед самым обледенением, около 22 тыс. лет назад, ещё в палеолите. Ледник, перегородивший Европу поперёк, отрезал крайний Запад от восточного региона, так что остатки кроманьонцев отдельно жили на Пиренейском полуострове и в связанной с ним сухим путём северо-западной Африке.

В любом случае, после прихода ближневосточных переселенцев последней волны, умевших производить продовольствие, их культура стала доминирующей. Сколько-то аборигенов влились в новые общины каким-либо образом, остальные ушли.

Великаны

Остатки вытесненных пришельцами с Ближнего Востока древних европейцев, сохранившиеся во всяких недоступных местах, были очень высокого роста. Уже в историческую эпоху описаны долговязые гуанчи с Канарских островов, жители высокогорья в Шотландии и на Кавказе, укромных мест Скандинавии, некоторых островов около Европы.

Рост 190-200 см в наше время никого не удивляет. Таких людей немного, но это в нормальном диапазоне. А как должны были воспринимать двухметровых людей мелкие южане, сами ростом 160 см? При соотношении роста 1 : 1.25 соотношение веса – почти 1 : 2.

Во всех культурах Европы есть сказки о великанах. В основном о борьбе с ними, но в таких местах, где они должны были составлять аборигенное население в поздние доисторические времена, есть истории о совместной жизни с великанами и дружбе с ними (острова Адриатики, эстонский остров Сааремаа).

Ваны из германской Эды и титаны из древнегреческих мифов (собственно, это разные версии одних и тех же историй) были великанами, при этом жили по соседству и состояли в родстве с семьёй индоевропейских культурных героев, превратившихся в «богов».

Есть отголоски этих мотивов и в Торе – легенда о допотопных исполинах и «ялидей анак», увиденные разведчиками Моше в некоторых ханаанских городах. С огромными рефаим пришлось иметь дело ещё царю Давиду.

Ясно, что большая часть этих потомков населения древней Европы была перебита в войнах (такие здоровенные мужики были вне конкуренции при наборе военных отрядов). Многие умерли, когда не хватало еды: если опасность замёрзнуть уступает по важности опасности умереть с голоду, преимущество у людей с малым объёмом тела, требующим меньше пищи.

Вероятность выживания таких людей зависела от их общественного положения. В историю вошли высокорослые короли франков и скандинавские конунги. У этих никогда не было проблемы наесться досыта, а большой рост давал преимущества в бою с применением тяжёлых и длинных мечей и топоров.

Гномы

А простые люди, бывало, не наедались досыта ни разу за всю жизнь. Так что совпадение в ряде языков слов, обозначающих коротышку и мужика-земледельца («карл») имеет под собой почву.

Трудно сказать, когда люди начали копаться в горах. Скорее всего, после изобретения металла. А может быть, из гор вырубали какие-нибудь красивые блестящие камни ещё в неолите. В любом случае, для работы в шахте профессиональным требованием был … маленький рост. Как сейчас для работы водителями военных грузовиков, на которых возят ракеты.

Маленький рост и узкие плечи позволяют вырубать в камне более узкие и низкие проходы. Это критично, потому что объём пропорционален третьей степени от линейного размера. То же соотношение: если рост больше на четверть, нужно вынимать камня вдвое больше. А это работа кайлом (изначально кремнёвым), затрата очень больших сил и, соответственно, еды. Так что среди мужчин ростом 160 см следовало найти таких, у кого рост хотя бы 140.

И появились гномы – рудокопы, хранители подземных богатств, обладатели золота и драгоценных камней, страшненькие и колдоватые, поскольку имеют дело с подземными духами. Умеющие выскакивать из-под земли и под неё же проваливаться, проникающие через такие ходы, где никто другой не пройдёт – просто не протиснется. Разумеется, они были объединены в свою профессиональную корпорацию, связаны родством, поскольку браки заключались среди своих коллег…

Впрочем, это никакой не отдельный вид (в отличие от сказочных гоблинов, бесов и прочей человекоподобной нечисти – очевидно, воспоминаний о контактах с неандертальцами, теми же палеоевропейцами и ещё кем-нибудь из этого ряда). Гномы-нибелунги – жители Ниблунда из младшей Эды - как-то плавно переходят в бургундов – вполне историческое племя, переселившееся из Центральной Европы на Рейн уже в античные времена. Это их территория – Бургундия во Франции и смежные с ней области. Люди там обычные.

Огры

А потом наступило раннее средневековье. Последний период, когда напавшие на Европу варвары могли быть приравнены к нечистой силе.

После американского мультфильма про Шрека в русский язык вошло слово «огр». В аннотациях его долго переводили как «людоед», потому что в оригинале – сказках братьев Гримм – так назывался хозяин замка, съеденный котом в сапогах, традиционно именуемый великаном-людоедом в русских переводах.

Огры – великаны-людоеды из германских сказок. Читая сборник материалов по истории хазар, я увидел слово «ougr», обозначающее древних венгров. Это, собственно, их самоназвание: первые две буквы имели носовое произношение, так что получилось «унгар».

Следовательно, появление этих персонажей в европейском фольклоре локализуется во времени довольно точно: 6-7 век. В это время первые угорские племена пришли на Балканы в составе племенного союза аваров и столкнулись с готами, жившими на Дунае.

Потом они около двухсот лет крутились в междуречье Прута и Днестра, а в 9 веке вторглись в Паннонию, которая с тех пор стала Венгрией. Всё это время для оседлых европейских соседей они были людьми до крайности неприятными. Существовала молитва об избавлении от меча норманна и стрелы мадьяра.

В это время уже писались летописи, и кончалось язычество, так что истории о чудесных событиях (например, о том, как кто-то вернулся живой, будучи принесён в жертву Морозу, духу прародительницы племени или водяному) становились сказками с непонятным историческим фоном. Но взглянув на них повнимательнее, можно найти кучу интересного, что происходило на самом деле с нашими далёкими предками.

Источники

См. также