Леонид Гроервейдл●●Сестрица Алёнушка, братец Иванушка и раданиты

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск


Характер материала: Лекция/выступление/публикация
Автор:
Леонид Гроервейдл
Опубл.: 9.04.2020. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка и раданиты
Иностранный купец - китайская статуэтка VII века.

Наткнулся на старинную сказку и встала в голове более или менее полная картинка.

Содержание

Страшилка для детей

Итак: старшую сестру, которая приглянулась проезжему купцу, утопили в болоте. Она со дна, с камнем на шее, жалуется младшему братику. А того, превратившегося в козлёночка, собираются зарезать. Но купец проездом обратно видит безобразную ситуацию, ликвидирует её создателей, вытаскивает сестру, расколдовывает козлёночка и забирает их с собой.

Сказочный мир

Вспомним историко-географический фон, на котором происходит действие русских (славянских) народных сказок.

На море-океане, на острове Буяне стоит большой город. Где-то есть другой город – и вовсе сказочный. Там правит Василиса премудрая.

Все живут в деревнях. Деревнями правят вожди. Ещё есть колдуны (волхвы), которых все боятся. В лесу живёт Баба-Яга, которая ворует детей, чтобы съесть. Её тоже все боятся, она тоже колдует, но при случае поможет воину, идущему убить колдуна.

А Иванушки-дурачки шастают сами по себе среди деревень и городков, нанимаясь к их вождям для исполнения опасных поручений. Обычно что-нибудь напаскудить другому вождю, украсть что-нибудь волшебное или сотворить диверсию. Или разобраться с нечистой силой, не угодившей этому вождю.

И постоянно кого-то приносят в жертву. Бросают в колодец, или в омут. В разгар зимы отвозят в лес к деду Морозу. Вешают на майском дереве. Заставляют молодёжь прыгать через костёр в ночь летнего солнцестояния, а кто от усталости не перелетел и упал в огонь – сгорает. Во время похорон важных людей хватают первого попавшегося и зарывают живьём за компанию с покойником.

Это рутина, а сказка сказывается про то, как кто-то при этом уцелел и вернулся с подарками (собрав украшения, оставшиеся от предыдущих жертв). Например, когда КУПАВА каким-то образом успела избавиться от камня на шее и вынырнула в камышах.

Страшный мир раннего средневековья

Разберёмся в информации. Перед нами Восточная Европа раннего средневековья, в которой уже произошло нашествие славян, потеснивших германские племена в 6 веке.

Остров Буян – это Руян на Балтийском море, современный Рюген недалеко от города Ростока в восточной Германии. Там в 6 веке появился город Аркона со святилищем, которое к 9 веку стало центром паломничества всех окружающих язычников, просивших расположения божества Свентовита.

Василиса означает «царица». По-гречески. Понятно, что для лесных племён Константинополь был центром цивилизации, городом чудес, источником богатства и непонятной мудрости. А вот почему там не царь, а царица?

Во второй половине 8 века там впервые в истории Римской империи захватила власть женщина. Императрица Ирина продержалась больше полувека в очень непростые времена и вошла в легенды.

На огромных пространствах заросшей лесом Восточной Европы в маленьких земляночных деревнях жили земледельцы. Земледелие у них было подсечно-огневое. Вырубали кусок леса, сжигали деревья, корчевали обгорелые пни и сеяли ячмень, впоследствии рожь. Пахали деревянными сохами, бороновали суковатыми брёвнами.

Получившееся поле работало несколько лет, потом теряло плодородие, и надо было снова расчищать лес. Время от времени надо было всем племенем переселяться, потому что пригодная земля вблизи деревни кончалась.

Количество освоенной земли, и тем самым полученного хлеба зависело от количества трудоспособных мужиков. Но после сбора урожая начиналась другая арифметика: сколько народу за зиму умрёт с голоду, потому что на всех, как правило, хлеба не хватит.

Человеческая жизнь имела отрицательную ценность. Принести кого-то в жертву божку имело прямой смысл: лучше, чтобы божок СЖЕР одного, чем чтобы перемёрло полдеревни. И жертва всё рано померла бы – ведь их выбирали из самых младших, кому и еда доставалась в последнюю очередь.

Сразу после сбора урожая, пока не началась зима, каждое племя посылало молодых парней под руководством наёмного профессионального воина в грабительский поход.

До сбора нельзя: все рабочие руки необходимы, и грабить нечего, у других племён тоже урожай ещё не собран. А после, когда руки больше не в счёт, а в счёт голодные рты, есть возможность добыть сколько-то зерна у соседей (желательно не самых близких, чтобы не слишком накалять обстановку). А вернутся их похода не все – тоже экономия продуктов… Впрочем, можно было сказать: «Без добычи не возвращаться».

А если население слишком разрасталось, часть его должна была уйти. Первые кандидаты на посыл на все четыре стороны – младшие сыновья младших сыновей. Если повезёт – найдут где-нибудь кусок ничейного леса и расчистят поле, осядут. А иначе пойдут в наёмники к дальним вождям, а скорее всего – в разбойники.

Бездомные парни (и девушки) добирались до возникавших в удобных для торговли местах больших неограждённых поселений – ВИКОВ. Там можно было найти пропитание, став слугами у местных богатых людей.

Власть в племенах принадлежала старикам, главам родов. Периодическое сокращение молодёжи было необходимым условием её сохранения. Столпы такого порядка – жрецы индоевропейского культа, балто-славянские волхвы и германские годи. Они определяли, кому стать козлёночком и пойти на зарез в очередном обряде.

С ними конкурировали жрицы предыдущего, первобытного матриархального культа. Те, что в древнегреческих мифах назывались жрицами старых богов. Где-то на периферии раннесредневекового мира они ещё сохраняли остатки власти, как королева Маб в Ирландии и Моргана в Британии. Недаром Иванушка-дурачок время от времени натыкался на девушку-воина.

Но стандартная ситуация – это тайное существование ведьмы среди деревни или – чаще – в лесу, в тайном месте, где не достанут волхвы. Чтобы добыть детей для принесения в жертву (и съедения), приходится их воровать или шантажом выманивать у простых людей («отдай мне то, чего дома не знаешь»).

В Западной Европе, захваченной такими же дикими германцами, ситуация недалеко ушла. Там тоже отправляли девушек в красных капюшонах с дарами к гробнице родоначальницы племени на съедение волкам. И главная жрица племени старалась извести молодую конкурентку, которая в случае успеха устраняла её вместе с приспешницами и занимала её место.

И шайки молодёжи, не имеющей доли в наследстве, тоже шастали по дорогам в поисках лучшей доли и захватывали городки и деревни, перебив хозяев. Или нанимались к большим людям в ВИКАХ в качестве охраны.

Но выручали остатки античной цивилизации, прежде всего агротехники. Быстро возникли какие-никакие государства, язычество было потеснено христианством, так что к восьмому веку уже начался так называемый каролингский ренессанс.

Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь.
Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями... [1]

Проезжие купцы

Карта Евразии с указанием торговых маршрутов раданитов (отмечены синим цветом). Другие торговые маршруты того периода выделены фиолетовым.
Карта Евразии с указанием торговых маршрутов раданитов (отмечены синим цветом). Другие торговые маршруты того периода выделены фиолетовым.

Торговая ассоциация еврейских купцов с центром где-то на Ближнем Востоке называлась «Ар-Раданийя». Её члены вошли в историю как раданиты. У них были правила взаимодействия, система финансовых документов, позволявшая не таскать с собой большие суммы наличных и этический кодекс, основанный на иудейских законах и обычаях.

В ситуации постоянного военного собачества между мусульманскими государствами на юге и христианскими на севере, когда враждующие стороны не пускали купцов противника на свою территорию, евреи получили почти полную монополию: они не интересовали ни тех, ни других, но служили источником денег, платя пошлины.

Торговые пути с Ближнего Востока в Западную Европу шли через Европу восточную. Купцы, везшие ремесленные изделия для продажи в городах франкской империи, проходили через славянские земли, торгуя по пути и исследуя, что можно купить и продать тут. Ткани, серебряная посуда, дорогое оружие были предметами роскоши, доступной очень немногим. Вождям земледельческих городков почти нечего было предложить купцам на обмен. Разве что меха.

И тут начался рост городов и упорядоченная расчистка лесов к западу от Рейна. Понадобились в большом количестве рабочие руки. Спрос на рабов был и в мусульманской Испании, где экономика развивалась быстрее всего в Западной Европе. То, что было никому не нужно и только мешало, стало товаром. Вместо того, чтобы прогонять в шею молодых парней и топить девушек, их оказалось можно продать.

Кстати, такая перспектива не очень пугала самих ОТРОКОВ (тех, кого ОТРЕКЛИ от племени). Ну, надо будет там на кого-то работать. Так и тут надо всё время тяжко работать без всякой гарантии, что в результате удастся поесть. И уж точно это лучше, чем идти куда глаза глядят на почти верную смерть от голода или в драке с кем-нибудь.

Рабы быстро превратились в главный товар Восточной Европы. Энергетический товар, как сейчас нефть. Стало выгодным, напав на другое племя, захватить там побольше трудоспособных людей на продажу. А за полученное серебро стало можно купить много всякого добра, которое было очень престижно – красивые ковры и гобелены для украшения дома вождя, хорошее оружие и доспехи восточного производства, утварь для пиров. Кстати, и кое-какие продовольственные запасы, чтобы уменьшить риск голода для приближённых вождя.

Воины получили шанс стать материально независимыми. Продали партию пленников – и есть деньги, не надо наниматься к вождю племени за продовольственный паёк. И слушаться волхвов тоже не надо. Происходила тихая революция, приведшая к созданию военной аристократии – предков будущих феодалов.

Еврейский путешественник Ибраhим ибн Яакуба из Тортосы (965—973) сообщает, что Прага была торговым центром. Среди чужеземных купцов в Праге Ибраhим упоминает евреев:

Город Прага построен из камня и извести, и это самый большой город для торговли. Приходят сюда из Кракова русы и славяне с товарами. А из стран тюркских мусульмане, евреи и турки тоже с товарами и деньгами. Они вывозят от них рабов, олово и различные меха.

Еврейские купцы в этот период приезжали в Прагу не только "из тюркских стран". Они импортировали в Прагу золото, которое добывали в Судане и везли через Испанию. В Праге золото обменивалось на лошадей, меха, и особенно на славянских рабов.[2]

Адальберт Пражский обличает евреев, торгующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша).

Пражский епископ Адальберт (Старый Войтех) критиковал торговлю рабами, которых часто пригоняли с христианских территорий, однако, нападая этим на самые основы экономики государства, чем только усугубил свой конфликт с чешских князем Болеславом II.

Экономика, основанная на сбыте лишнего населения в Западную Европу, продержалась до начала Высокого Средневековья. В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) Йеhуды бен Меира упоминаются "ходящие по Руси" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе Киев упоминается в качестве торговой базы в торговой сети раданитов.

Купцы из скандинавских племён, совмещавшие торговлю с пиратством, быстро подхватили эту инициативу и создали свои центры работорговли, ставшие впоследствии столицами древнерусских княжеств.

Потом массовое закрепощение мужиков сделало работорговлю излишней. А в 13 веке пришли татары, и началась уже совсем другая история. И торговля переключилась на другие предметы, и торговые пути сменились. Раданиты кончились, и сказки стали рассказывать про другие дела.

См. также

Примечания

  1. Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977), стр. 111.
  2. Zdeněk Veselý Dějiny českého státu v dokumentech (История чешского государства в документах), Praha, Epocha, 2003

Литература