Марина Шепелевич●●Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение●Глава 14. Горячее сердце внука

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение
Характер материала: Исследование
Автор: Шепелевич, Марина
Опубл.: 2016. Копирайт: правообладатель запрещает копировать текст без его согласия•  Публикуется с разрешения автора
Глава 14. Горячее сердце внука

У нас нет ничего, и мы счастливы

Поговорка Алика


Наверное, смелость, порядочность, мужество, чувство ответственности за ближнего передаются по наследству. Этот бесценный дар не остается собственностью одного человека. Так именно и обстоит дело в семье Машевицких. Александр Машевицкий, сын Григория и Людмилы, внук Елизаветы Иосифовны. Александр проходил срочную службу в спецназе инженерных войск в батальоне «Яалом» («Алмаз»), элитном подразделении ЦАХАЛа[1]. Служить в батальоне «Яалом» — большая честь. Новобранцы проходят строгий отбор, и только лучшие остаются служить в этом подразделении. Они получают подготовку и как спецназовцы, и как саперы.

В конце 2008 — начале 2009 года в ответ на непрекращающиеся обстрелы территории Израиля из сектора Газа Армией обороны Израиля была проведена операция под названием «Литой свинец». В боевых действиях принимало участие подразделение Александра. Саперам нужно было выполнить очень опасную и сложную задачу: идти первыми и расчистить путь для пехотных частей и военной техники. Заминировано было практически все.

Александр был уже на пороге демобилизации, но взял на себя ответственность и вышел на задание во главе отряда инженерных войск вместе с солдатами бригады «Голани»[2]. Он первым вошел в дом, где скрывались террористы, и погиб, закрыв собою своих товарищей. Ему был 21 год.

Александр родился 11 сентября 1987 года и приехал с семьей в Израиль в 1991 году, в четырехлетнем возрасте.

Рассказывает Елизавета Иосифовна: «Алик был необыкновенным человеком. Он всегда умел заметить, когда и кому нужна помощь, и мгновенно оказывался там, где возникали трудности. Когда мы с мужем переехали на новую квартиру, Алик сразу же заметил, что нам нужен книжный шкаф. Освободил свой шкаф и на спине притащил его. В ответ на мое возмущение он сказал, что шкаф очень легкий.

Однажды Алик сопровождал меня в банк. Мы стояли перед окошком и ждали, когда служащая закончит личный разговор по телефону. Это продолжалось долго. И я впервые услышала, как Алик возмутился — неужели вы не видите, что бабушке трудно стоять?

Запомнила наш последний разговор. Во время этого разговора Алик задавал множество вопросов о том, как мы жили в Польше, как жили в гетто. Это его очень интересовало. Это было в субботу, за обедом. Алика вызвали в часть с этого обеда, потом началась война, и больше мы его не видели».

Вспоминает отец Александра: «Алик прекрасно учился, особенно по математике, физике и компьютерам. Он не только окончил с отличием среднюю школу, не только очень успешно участвовал в различных проектах, конкурсах и олимпиадах по этим предметам, но и закончил 1-й семестр университета плюс несколько дополнительных курсов со средним баллом 94. Алик очень быстро понимал суть проблемы и понимал настолько ясно, что не только сам решал задачу, но и объяснял товарищам. Алик мог разобрать и собрать компьютер, хорошо понимал различные технические устройства. Однажды у нас дома сломалась микроволновая печь, и мы вызвали мастера. Мастер довольно долго возился с печью и в конце концов сказал, что печь восстановлению не подлежит. Когда Алик пришел домой, он очень недолго повозился с печью, и она заработала. Эта печь с тех пор ни разу не ломалась, она работает и сейчас, много-много лет спустя.

Вместе с тем Алик не замыкался только на учебе. Он всегда был окружен друзьями, занимался спортом — теннис и футбол, вольная борьба и бокс, это неполный список его увлечений. С 10-го класса Алик вместе с близкими друзьями из школы вступил в кружок подготовки к армии „Ахарай“. С этих пор ребята из этого кружка стали самыми близкими друзьями Алика. Уже в армии, приходя домой после недели, а то и нескольких недель огромных физических и психологических нагрузок, Алик, иногда даже не отдохнув, был готов поехать на другой конец страны, чтобы поздравить своего друга с окончанием очередного этапа обучения в армии. Его друзья поступали также. Руководитель кружка „Ахарай“ Хагай Орбах написал Алику: „Ты немедленно вызывался выполнять любое задание, немедленно выполнял любое упражнение, как будто никогда не спрашивал себя ‘смогу ли я?’. Я вспоминаю, что ты всегда любил побороться с друзьями, и особенно с самыми большими и сильными из них, как будто пробовал себя, был полон смелости и мужества и уже победитель, даже если в конце проигрывал“.

У Алика было много друзей, очень разных по характеру, по положению, по отношению друг к другу, и именно Алик связывал столь различных людей. С сильными Алик любил соревноваться, а слабых поддерживал. Расскажу только один случай. По результатам учебы в 10-м классе Алик получил путевку в летний лагерь в иерусалимскую школу-интернат наук и искусств. В этой школе Алик подружился с арабским мальчиком из Сахнина и после лагеря получил от него письмо и даже посылку.

После окончания школы по результатам учебы Алик мог пойти учиться в любой университет, но он не захотел получать отсрочку от армии. Перед призывом он прошел отбор в очень престижный проект в армии для работы на компьютерах, но предпочел стать летчиком, а когда это не получилось, был принят в инженерный спецназ и прошел очень интенсивный курс физической, психологической и специальной подготовки. Во время учебы Алик сломал руку, но не стал брать отпуск по болезни, а продолжил интенсивные тренировки, несмотря на то, что рука была в гипсе. Единственный курс, который он взял позже из-за сломанной руки, был курс прыжков с парашютом».

Людмила, мать Александра, говорит: «Таких, как он — мало. На его лице всегда была улыбка, он всегда стремился помогать другим».

Когда листаешь его фотоальбом, видишь, что Александр был как бы центром притяжения, к которому тянулись люди. «Друзья Алика очень часто приходят к нам домой, практически ежемесячно. На ежегодные соревнования, посвященные памяти Алика, будь то соревнования по ориентированию или математический бой, приходит очень много людей», — с благодарностью говорит Григорий.


Из рассказов друзей:

«Я помню, как на уроке по ракетам ты объяснил инструктору, что она неправильно рассказывает, так как не учитывает аэродинамику самолета, несущего ракету, и до конца урока инструктор так и осталась с открытым ртом, не в силах ничего объяснить. Ты был Учителем нашей группы в любой учебной деятельности. Когда учителя выходили с урока, все окружали тебя, и ты повторял с нами весь материал и объяснял все то, что никто, кроме тебя, не понял. На заданиях по ориентированию ты изучал всю карту местности (не ограничиваясь своим маршрутом) только для того, чтобы иметь возможность объяснить каждому, кто спросит, как наилучшим образом пройти его маршрут. Особенно поражало меня в тебе, что ты никогда не злился. На все, что делалось неправильно и злило всех остальных, ты качал головой, выражая свое несогласие, не понимая: „Зачем это делать, это ведь нелогично“, щелкал языком и продолжал выполнять задание» (Шакед, армейский друг Алика).

«Алекс, что бы ты ни делал, ты всегда был самым лучшим, а если нет, стремился стать таковым» (Дрор, школьный друг Алика).

Товарищи по оружию и друзья брали с него пример и как со специалиста, и как с человека.

«Однажды, когда мы пришли домой из армии на выходные, ты позвонил мне и предложил пойти на тренировку в „Ахарай“. Мы часто это делали. В этот раз после тренировки приглашенный лектор рассказал, как готовиться, чтобы успешно пройти отбор в элитные части. В частности, он сказал, что не следует выкладываться вначале, так как силы потребуются и на следующих этапах. Я сказал Алексу, что нам это уже не интересно, так как мы уже служим в элитных частях. Но Алекс настоял на том, чтобы остаться. Когда лектор кончил, Алекс сказал: „Чтобы достигнуть наилучших результатов, надо всегда делать все, что в твоих силах“ (Михаил, друг Алика по кружку „Ахарай“)».

Бен Богин прошел рядом с Аликом почти весь путь в армии, от учебы и до последнего боя в Газе. Он вспоминает о последних днях в Газе: «Я скучаю по ночи в Газе, в окопе, где вначале мы пугались каждой мины, а потом уже нет, потому что привыкли. Я помню, как я, ты и Макс должны были тесно прижаться в окопе друг к другу, чтобы не замерзнуть, и ты отдал мне свои термические носки. Я скучаю по безопасности, которую я чувствовал с тобой».

Школьный друг Алика Таль Иуда выразил чувства друзей такими словами: «Твое доброе сердце, постоянный оптимизм, постоянная улыбка на лице и твоя присказка „У нас нет ничего, и мы счастливы“, присказка, которая сопровождает нас в жизни. Все эти черты твоей личности служат для нас, твоих друзей, путеводными, по ним мы будем строить свою жизнь. Это те ценности, которыми мы будем руководствоваться и в соответствии с которыми будем воспитывать своих детей».

В январе 2011 года в лесу Лаѓав, в северном Негеве, недалеко от Беэр-Шевы, состоялась церемония увековечивания памяти Александра. Его именем назван уголок для отдыха с прилегающим участком леса. Пришли родные и друзья, бойцы и офицеры его подразделения. В ходе церемонии была торжественно открыта мемориальная стела и высажено множество молодых деревьев.

В августе 2013 года в Беэр-Шеве открылся большой Парк науки. Одна из учебных комнат посвящена памяти Александра Машевицкого. На открытие приезжал Шимон Перес, президент Израиля, присутствовала и Лиза, бабушка Алика.

* * *

Григорий и Людмила не остались одни, в их семье еще двое детей: сын Илья и дочь Элла. На вопрос о муже и сыне Елизавета Иосифовна ответила: «Я считаю, что у меня самый замечательный сын, очень хороший был муж, но его два года как нет. Очень хорошие люди, замечательные. Я считаю, что самые лучшие, какие только могут быть». И вправду, Григорий с женой Людмилой нежно заботятся о Елизавете Иосифовны и Анне Абрамовне Руд (она тоже живет в Беэр-Шеве), постоянно навещают, всегда в курсе их дел, на их плечах все их нужды. И написание данной книги не было бы возможным без его участия: несмотря на свою хроническую занятость, Григорий нашел время отобрать нужный биографический материал и отправить его автору книги. Каждую субботу Григорий привозит Елизавету Иосифовну и Анну Абрамовну к себе домой на обед, заботливо приготовленный Людмилой. Им есть о чем поговорить, ведь они одна семья.

Примечания

  1. ЦАХАЛ (Цава Хагана ле-Исраэль, צבא הגנה ל׳שראל, иврит) – Армия обороны Израиля.
  2. Бригада «Голани» – элитная пехотная дивизия, одно из основных антитеррористических подразделений ЦАХАЛа.