Марина Шепелевич●●Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение●Приложение 1

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение
Характер материала: Исследование
Автор: Шепелевич, Марина
Опубл.: 2016. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора, при копировании и цитировании ссылка на автора и книгу обязательна
Приложение 1


Содержание

Приложение 1

Отчет о деятельности подпольной антифашистской организации города Белостока, написанный Елизаветой Иосифовной Чапник в сентябре 1944 г. в г. Минске


В январе 1943 г. указанная выше группа в составе: 1) Ружицкая М. 2) Чапник Лиза Иосифовна 3) Белицкая Хася Юдалевна 4) Руд Анна Абрамовна 5) Гроссман Хая 6) Винницкая Броня приступила к антифашистской работе вне гетто г. Белосток. Данные т.т. уцелели до настоящего времени, а другая часть была обнаружена агентами гестапо и погибла мужественной смертью, но не выдало свою организацию, как Мадайска Рива (Вильно), Ханка (Белосток) и другие. Высланные шесть товарищей организовали антифашистский комитет и под руководством Ружицкой М. широко развернули свою деятельность. Нелегальные условия осложняли работу, но не взирая на трудности комитету удалось установить контакт с группой лиц советских патриотов, антифашистов: Будзинский, Лерик Ф., Несмялек В., Орлов И., Барбурин М.


Основные направления работы антифашистского комитета:

I. Вербовка в члены антифашистской организации

После проведения собеседований с рядом отдельных товарищей и группами были выпукло поставлены вопросы роста антифашистской организации, приспособленные к условиям сурового фашистского преследования.

Структура антифашистской организации по предприятиям и учреждениям была такова: антифашисты разделялись по ячейкам в два-четыре человека, группа объединяла от трех до четырех ячеек, руководитель группы получал инструкции и отчитывался перед комитетом. Члены отдельных ячеек не знали членов других ячеек, а также их руководителей. Численность антифашистской организации в мае месяце 1944 г. Выросла до 80 человек.

В конце апреля месяца 1944 г. в район Белостока прибыл штаб бригады имени К. Калиновского во главе с ее командиром подполковником тов. Войцеховским. Руководитель подпольной антифашистской организации г. Белостока тов. Чапник был вызван в лес комбригом Войцеховским. На первой беседе был формально утвержден состав антифашистского комитета, в который вошли: председатель комитета тов. Чапник Л. И., члены комитета Руд А. А., Ружицкая М., Гроссман Х., Винницкая Б., Белицкая Х., Будинский Б., между которыми были распределены обязанности и составлен план работы на ближайшее время, по выполнению которого даны конкретные указания.

В мае месяце 1944 г. Антифашистский комитет установил контакт с двумя антифашистскими группами: 1) группа в количестве 30 человек, руководитель Лонинкин А. Г., работающая под руководством Волковысского антифашистского комитета, и 2 группа в количестве 15 человек, руководитель Пешков Г., работавшая самостоятельно. Таким образом, к концу мая месяца антифашистский орган г. Белостока насчитывал в своих рядах 125 человек.

Антифашистские группы (ячейки) работали на следующих предприятиях:

  1. текстильный комбинат;
  2. железнодорожников;
  3. работники пекарни;
  4. аэродром;
  5. литейный завод;
  6. табачная фабрика;
  7. уборщицы при гестапо;
  8. фабрика Руберга;
  9. фирма «Финк»;
  10. лагерь военнопленных;
  11. 14-ый ДАК;

II. Агитационно-пропагандистская работа

Агитация и пропаганда была направлена на срыв мероприятий фашистских захватчиков и заключалась в следующем:

  1. распространение листовок и газет, изготовляемых Белостокским подпольным комитетом КПБ(б) и ЛКСМБ и антифашистским комитетом.
  2. Распространение сводок Совинформбюро.
  3. Беседы с отдельными лицами и небольшими группами, где на конкретных примерах показывалось истинное лицо фашистских захватчиков, к чему ведет пресловутый Гитлер европейские народы. (Иллюстрация конкретных данных по истреблению русского, еврейского, польского и других народов). Печатные и написанные от руки материалы исходили от товарищей, которые слушали радио у немцев — членов антифашистской организации ночью. Тт. Кизельштейн Мина — член ВЛКСМ, Гроссман Хая, Ружицкая Марыля переносили через колючую проволоку из гетто, где находились в специальных погребах радиоприемники. Демидович Всеволод и ряд других тт. партизанскую литературу, издаваемую подпольным комитетом КПБ(б) и ЛКСМБ приносили ночью из леса. Т. Чапник Л. И., Ружицкая М., Руд А. А., Белицкая Х., Лонинкин А., Посох Л, Орлов И. Указанная литература через ячейки и группы распространялась среди населения.

Через агитационно-пропагандистскую работу, направленную к срыву мероприятия по вывозу населения в Германию, удалось вырвать из фашистских лап и оставить для конспиративной работы или направить в партизаны ряд товарищей.

  1. Организовали побег из гестапо т. Шацман Барух и направлен в партизанский отряд имени «26 лет Октября».
  2. 7 человек, бежавших из бараков смерти в Треблинке и Майданеке, как напрмер Розенблюм Феликс, и направлены были в партизанский отряд имени Матросова.
  3. Из числа 25 товарищей, отвезенных гестапо в Кенигсбергский лагерь, через специального связного организовали их побег, в результате которого прибыло 12 человек с оружием и направлено в Заблудовский отряд, а 13 человек погибло по пути в боях.

III. Разведка и помощь партизанам

Город Белосток был разделен между членами антифашистской организации на ряд наблюдательных участков. В задачу этих лиц входило наблюдение за военно -важными оперативными и стратегическими объектами немцев. Все мероприятия как-то: строительство, маскировка укреплений аэродрома, сосредоточение и размещение самолетов, склады бомб, горючего, боеприпасов, расположение, количество и наименование воинских частей, средства ПВО, гестапо, полиция СС, жандармерия, размещение промышленных предприятий и др.

Указанные данные заносились на специальные планы и пересылались в штаб бригады им. К. Калиновского для передачи через фронт. Кроме отдельных наблюдателей за участками г. Белостока работали по разведке ряд тт.: Белицкая Х., Руд А., Ружицкая М., Орлов И. М., Лерик Ф., Аксенович В., Демидович В., Лонинкин А., Акимов А. Из указанных товарищей некоторые добывали сведения через связь с немцами.

Посредством тонко проведенных бесед, в основном на отвлеченную тему, тов. Белицкая смогла вполне выяснить численный состав прибывших из Минска и Бреста зенитчиков и расквартирование. А также через ряд советов по художественному оформлению выяснили квартиру, где должен поместиться Эрих Кох (министр Белоруссии и Восточной Пруссии).

В связи с провокационными мероприятиями по борьбе с партизанами гестапо организовывало облавы, посылая переодетых немецких полицейских — украинцев и белорусов в районе действия партизан. Антифашистский комитети другой обслуживающий и технический персонал узнавал путь следования, количество направляемых и время их выезда. Эти данные немедленно передавались в партизанские отряды.

Гестапо засылало также провокаторов внедряться в партизанские отряды. Антифашистский комитет узнавал через свою агентуру о этих лицах, немедленно сообщал в отряды партизанские. И так имел факт засылки в партизаны капитана Мацая — работника гестапо, который достался в отряд им. Матросова. Был антифашистским комитетом обнаружен.

Подобным образом через Николая Бакуновича комитет иногда узнавал о предполагаемых массовых арестах на некоторых участках города.

В период приближения к Белостоку частей Красной Армии антифашисты вели наблюдение за минированием домов, улиц, шоссейных дорог и других объектов. Эти данные сообщались в антифашистский комитет, последний передавал в штаб бригады партизанский им. К. Калиновского. Например (?) июля 1944 г. план города с данными заминированных мест г. Белосток с нанесенной на нем обстановкой обороны по 20 июля 1944 г. И с данными заминированных место г. Белостока и окраин был передан через штаб партизанской бригады им. К. Калиновского командиру соединения 3 армии тов. Коновалову. Второй экземпляр был передан 23 июля 1944 г. Командиру корпуса 3 армии, при чем оказанные планы получили полное одобрение от фронтовой разведки.

В разведке особенно проявили себя как энергичные, предприимчивые и смелые товарищи Ружицкая М., Чапник Е. И., Руд А. А., Белицкая Х., Гроссман Х., Винницкая, Расина Р., Лёрек Ф., Аксенович В., Демидович В., Лонинкин А., Добровольская Р. Помощь партизанам состояла в приобретении и доставке оружия (?) медикаментов, бумаги, батарей, радиоламп, топографических карт, компасов, оружейного масла, гранат, серной кислоты, бертолетовой соли и др. Также для некоторых совсем слабо вооруженных партизанских групп доставлялись из города продукты питания, мыло, белье и др. Все перечисленные материалы доставали или искупали за деньги члены антифашистской организации и через связных доставлялись в лес. Особенно выделились на этой работе в качестве связных с партизанами товарищи Ружицкая М., Чапник Е. И., Руд А., Белицкая Б. Например, под видом продовольственных спекулянтов из г. Гродно в г. Белосток поездом был перевезен в сентябре месяце 1943 г. в большом чемодане станковый пулемет. Лишь только изворотливость, четкость и решительность т. Винницкой Б., Гроссман Х. обеспечили благополучную доставку пулемета для еврейской партизанкой группы «Вперед». В дымоходной трубе через весь город т. Чапник Е. перенесла винтовку в партизанский отряд. Благодаря умелой маскировке (?) но спецодежда, спокойствие и решительность т. Чапник обеспечило благополучную доставку. Ружицкая М. и Руд А. А. в одеялах переносили днем пулеметы и винтовки. Ряд подобных фактов и деятельностей антифашистов делало их неуловимыми для агентов гестапо и милиции. Всего передано: 20 винтовок, 4 пулемета, свыше 22 пистолетов, 30 компасов, 60 гранат.

Также в большом и вполне достаточном количестве доставлялись медикаменты, хирургические инструменты, топографические карты районов действий партизан и другие материалы.

IV. Работа среди немцев

Через членов антифашистской организации тт. Кизельштейн М., Гроссман Х., работавшие на фабрике текстильной, владеющие немецким языком, были проведены беседы в строго осторожной форме с немцем директором указанной фабрике Шаде А. Удалось выявить его антифашистское мировоззрение и вовлечь в число активных антифашистов. Таким образом был вовлечен Белицкой Хасей немец, по специальности художник Вентури. Немец Шаде А. В период ликвидации гетто скрыл в своей квартире 9 евреев, рабочих текстильной фабрики, передал личное оружие (пистолет) партизану Лапчинскому Х., члену ВКПБ, приобрел винтовку от полицейских и передал партизану Беркнеру — разведчику из штаба партизанской бригады им. К. Калиновского. Вентури ездил специально в Кенигсберг для получения топографических карт, которые также переданы в штаб бригады К. Калиновского. Достал для партизан бригады К. Калиновского 4 пистолета и мало(?) боеприпасов. Председатель антифашистского комитета организовала 2 встречи немцев Шаде А. и Вентури со штабом бригады им. Калиновского. Указанные немцы-антифашисты получили указания и инструкции от комбрига Войцеховского и по поручению последнего создали немецкую антифашистскую ячейку, которая передавал очень ценные разведданные (секретные решения гестапо и гитлеровской партии) для штаба бригады им. К. Калиновского.

Вентури с большим трудом получил разрешение на право пользования легковой машиной. Впоследствии доставлял часто комитету легковую машину для перевозки в лес оружия, медикаментов, планов города и др. для партизанских отрядов.

Часто вырабатывали пропуска для поездки поездом связным антифашистского комитета с целью выполнения поручений. Бенешек передал для отряда им. А. Матросова винтовку, 6 гранат.

В связи с приближением частей Красной Армии, в связи с эвакуацией немцев из Белостока удалось комитету одного немца, Шаде, в полном вооружении с автоматом и пистолетом переправить в отряд им. А. Матросова. Немец Боле скрылся с женой в деревне и там встречал Красную Армию. Остальные два немца вследствие болезни и преклонного возраста вынуждены выехать в Восточную Пруссию. При отъезде заявили: «будем встречать Красную Армию в Пруссии».

V. Работа среди предателей и изменников родины

Разложение среди шпионов родины вели тт. Бакунович Н., Гапунин Я., Курило-Савицкий А. и Орлов И. И. Торопчин, Бакунович Н. вел работу в Белорусском национальном объединении, которая заключалась в систематической информации о важнейших мероприятиях БНОК. Достал совместно с другими лицами, списки с адресами, анкетными данными и фотокарточками на членов БНО. Ряд лиц БНО, ими завербованных оказывали помощь в его работе.

Торопчин М., Руд А. достали списки членов УНО а также состав полицейских-украинцев. Указанные материалы переданы начальнику особого отдела партизанского соединения генерал-майора Капусты тов. Петриченко.

Курило-Савицкий, Гапунин вели работу среди украинцев-полицейских охранников дровяного склада на железной дороге, которые в количестве 6 человек вооруженные были доставлены в партизанский отряд им. Матросова.

VI. Диверсионно-вредительская работа

На фабрике Руберга антифашистская группа систематически выкрадывала дефицитные детали (шплинты, шурупы, болты и др.), чем задерживался выпуск продукции от 5 до 10 дней, так как эти дефицитные детали доставлялись из Кенигсберга. Неоднократно сознательно ломали сверла метчики, а из-за отсутствия последних некомплектная продукция лежала в цеху до 4-10 дней. При сборке зенковали гайки, и с одни оборотом последняя лишь только держалась, но при эксплуатации аппарата авария неизбежна. 7 раз за 4 месяца выводили из строя 3 сверлильных станка, чем задержали выпуск продукции до 15 дней. Попорчено 2 токарных станка (заложены гайки в шестерни).

Правда за эту работу некоторые рабочие подчас совершенно невиновные были жестоко наказаны, избивались или в заводе мастерами или направлены в полицию и последняя избивала их до полусмерти. Однако все истязания немцев не приостановили работу группы. Руководитель этой группы тов. Лонинкин А. Совместно с техником городской электрической станции Демидович подготовил и осуществил крупный диверсионный акт, взорвав (?) июля 1944 г. электрическую подстанцию, питающую током напряжения 15000 вольт, которая через промежуточные трансформаторы подстанции обслуживала железную дорогу и железнодорожные мастерские. В результате диверсии взрыва были выведены из эксплуатации следующие объекты: депо г. Белосток, депо и ж. д. мастерские г. Лапы, мастерские, депо ст. Старосельце и деревня Старосельце. Из группы работающих на фабрике Руберга особенно проявили себя как смелые и преданные антифашисты тт. Лонинкин А., Акимов А., Иванов И. Работа по снижению качества продукции — саботаж — был повседневным долгом чести не одного десятка антифашистов: «Чем меньше продукции и чем она хуже — тем лучше». Работали лучшие люди лишь тогда, когда немец стоял над ними с плетью, а когда он отходил, работа или приостанавливалась, или производили разборку ранее собранного, или портили детали.

Расина Р. и Маленька Эда 20 июля 1944 г. При помощи электромагнитных мин взорвали 4 машины с горючим в бочках. Ада Лысковская через знакомую, которая работала в столовой, проникла на кухню полиции СС, забросила в котел яд, чем вызвала отравление 50 немцев, 8 поляков совместно работающих. В отравлении принимала участие Селезнева Зина.

Члены антифашистского комитета Чапник, Руд, Белицкая, Добровольская скрывали в своих квартирах оружие, связных от партизанских отрядов, а также двум партизанам из разведки Рокосовского была предоставлена конспиративная квартира, а впоследствии снабдили их паспортами. Третьего разведчика отправили в г. Варшаву по спецзаданию, обеспечив ему проезд. Большую работу по укрытию оружия выполнили тт. Курило-Савицкий, Белицкая, Гроссман. Демидович предоставлял свою квартиру в распоряжение комитета антифашистской организации.

VII. Работа среди поляков

По указанию комбрига подполковника т. Войцеховского были направлены тов. председатель антифашистского комитета Чапник и член комитета Винницкая Б. в польскую национальную организацию города Белостока. Указанные товарищи вели работу по разложению этой организации и собирали нелегальную литературу, которая направлена в штаб партизанской бригады им. Калиновского.

В Белостоцкой области действовали польские партизаны, но последние враждебно относились к советским партизанам. Комбриг тов. Войцеховский поставил своей задачей координировать деятельность польских партизан со своей бригадой в целях единой борьбы с фашистскими захватчиками. После больших усилий, преодолев ряд трудностей, сломив недоверие, товарищи Чапник, Винницкая Б. организовали встречу комбрига Войцеховского с представителями польских партизан. Впоследствии мы видели совместную борьбу польских партизан с бригадой им. К. Калиновского в районах Кнышин, Осовец".

VIII. Встреча Красной Армии

С приближением Красной Армии немцы приступили к вывозу населения, а поэтому лучшие члены организации были направлены к партизанским отрядам. В городе остались на работе председатель антифашистского комитета тов. Чапник, члены комитета т. Руд А., Ружицкая М, Винницкая Б. Указанные товарищи вели усиленное наблюдение за минированием, а также благодаря одному умело проведенному мероприятию спасли 4 дома, 1 фабрику текстильную, 1 склад фабрики текстильной от взрыва. Зная, что немцы очень боятся заразных болезней, они вывесили на указанных объектах объявления следующего характера: «Внимание! Эпидемия!» — и нарисовали скелет головы. Немецкие саперы-подрывники побоялись зайти и приказали жителям соседних домов 3 недели не входить в эти дома.

Для встречи частей Красной Армии стали уже усиленно готовиться, хотя враг был в городе. На чердаке тов. Руд А. писала лозунги и плакаты, все члены антифашистской организации готовили букеты цветов, листовки и др. Вся эта работа проводилась под звуками артиллерийской канонады. 26 июля 1944 г. встретили первую советскую армейскую разведку, устроив им теплую встречу.

Бойцы разведки и их командир очень благодарили нас за оказанный прием. 27-го в 7 часов утром антифашисты пошли по шоссе Волковыск-Белосток. В окрестности Белостока воинская часть устроила для нас концерт с докладом о международном положении. Перед отъездом в г. Гродно оставшиеся члены антифашистского комитета и организации были представлены в комитет национального освобождения Польши и оставлены на ответственную работу гор. Белосток.