Марина Шепелевич●●Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение●Приложение 8

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Путь девушки из Гродно: еще одно восхождение
Характер материала: Исследование
Автор: Шепелевич, Марина
Опубл.: 2016. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора, при копировании и цитировании ссылка на автора и книгу обязательна
Приложение 8

Перевод с немецкого

Песнек, I.II-1965

Артур Шаде

Пёснек (Тюрингия, Грюнеберг 9)


Дорогой товарищ Верхось!

Я благодарю Вас за письмо, в котором Вы передали мне статью из «Гродненской правды». Этим Вы доставили мне большую радость. Я благодарю Вас также за то, что с Вашей помощью я установил связь с нашей мужественной Лизой Чапник. Она прислала мне письмо, которому я очень рад. Я хочу ответить на Ваши вопросы:


1. После установления связи с антифашистским комитетом нам поручили устроить на работу на наши предприятия членов антифашистского комитета, чтобы дать им возможность иметь свободное передвижение и свободу действий. В моей квартире на фабрике № Д, а затем на заводе № 2 встречались руководящие члены организации и принимали участие Буссе, Бенишек, Боле. Если я не ошибаюсь, то была встреча и с секретарем горкома Иваном Скринником, на которой были поставлены новые задачи.

После больших усилий я приобрел радиоприемник, так что мы получили возможность регулярно слушать передачи московского и лондонского радио. Услышанные известия мы размножали на машинке и раздавали членам организации. После этого боевые силы организации стали крепче. Помогая в работе тов. Чапник, я предоставлял ей, так же, как и тов. Бенешек, машины, имеющиеся в нашем распоряжении: легковой автомобиль, грузовую машину и такси. Через сведения, передаваемые немецкими антифашистами, антифашистский комитет был постоянно информирован о планируемых действиях оккупантов: как о прочесывании улиц, облавах, раскрытии тайных явок подпольщиков, чтобы своевременно предостеречь товарищей. Для меня лично большой помощью в получении сведений было то важное обстоятельство, что на фабрике № 4, которой я руководил, работал один из польских мастеров-фольксдойч, сын которого был в СС. Используя это, я мог дать комитету важные сведения.

Наша задача заключалась также в том, чтобы сопровождать членов организации на тайные встречи и обратно.

Помощь командованию партизанской бригады состояла в следующем:

Весной 1944 г. тов. Лиза Чапник приводила Буссе и меня на встречу с командованием партизанской бригады, которая действовала в то время в лесу около Белостока. На встрече с командованием я просил майора Войцеховского принять нас в партизанскую бригаду. На встрече было решено, что мы будем прежде всего продолжать работу в Белостоке и помогать бригаде путем подготовки данных о составе аэродрома Белостока, топографических карт, добыванием оружия и боеприпасов, а также одежды и продуктов. В этом направлении мы продолжали нашу работу и оказали бригаде хорошую помощь. У меня была возможность установить связь с одним полицейским, из расположенной в Белостоке воинской части, которая особенно использовалась в борьбе против партизан. Таким образом, я был в состоянии передавать партизанском бригаде важные сведения о времени и направлении действия полиции. С помощью подкупа этого полицейского я получил оружие и боеприпасы, которые я передал связистам, а они перенесли его в партизанскую бригаду.

В апреле 1944 г. я поехал на повозке с Лизой Чапник и 4 членами организации второй раз навстречу с командованием партизанской бригады, чтобы передать оружие и другие материалы. Четверо остались в бригаде, а я вернулся с Лизой. На встрече было также решено, что немцы-антифашисты должны были перейти к партизанам в случае эвакуации Белостока.


2. В связи с наступлением Советской Армии на 16-17 июня 1944 г. была назначена эвакуация Белостока. Все жившие в Белостоке немцы должны были прибыть на вокзал 17 июня в 9 часов. Так как я твердо решил дальше бороться в партизанской бригаде, я поехал рано утром 17 июня еще раз к Буссе и Бенишеку. Но Буссе я уже не встретил, а Бенишек не мог решиться идти со мной, так как боялся, что он не выдержит этот напряженный труд. В это же утро он уехал последним поездом в Германию. Так как я приблизительно знал место расположения партизанской бригады, я поехал на велосипеде в направлении Супрассел. Завернув в одеяло, я взял с собой два советских автомата и 2000 патронов в рюкзаке и армейский пистолет. Далеко за Супрассел я встретил разведчиков партизанской бригады и они меня привели к месту расположения бригады. Моя деятельность в бригаде состояла в несении караульной службы и разведки, которую я проводил всегда с одним советским партизаном. После занятия Белостока Советской Армией бригаде на последней неделе июля 1944 г. направилась в Белосток.


3. После возвращения в Германию я стал членом КПГ и сейчас я член СЕПТ.


4. К сожалению, я не могу Вам назвать довоенный адрес А.Боле. Так как Боле всю войну жил в Белостоке, это можно было бы выяснить там.

Возвращаюсь к Вашему первому письму, я могу Вам сегодня назвать имя руководителя СС и полиции в Белостокской области с 1942 года. Его имя: Вернер Фромм.

Передаю Вам снимок, который Вы хотели иметь и надеюсь, что Вы будете довольны им. Желаю Вам больших успехов в дальнейшей работе.


С дружеским приветом Ваш Шаде.