Михаил Трейстер●●Проблески памяти●Оказывается, я — жид
← | Книга: Проблески памяти Характер материала: Мемуары Трейстер, Михаил |
→ |
Опубл.: 2003. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений• Публикуется с разрешения автора |
До войны я знал, что есть такое слово. За него привлекали к суду. Надо было быть уж очень убежденным антисемитом, чтобы так дорого платить за «скромное удовольствие» обозвать кого-то жидом. Ликвидация церквей, костелов, мечетей, синагог и смешанные браки вопрос о национальности перевели в какую-то виртуальную плоскость.
Я не был евреем. И я не был русским. Я был никаким. И вдруг… На всех заборах и развалинах — листовки со строжайшим приказом (от 19.07.1941 г.) полевого коменданта: «О создании жидовского жилого района в г. Минске».
«…В течение 5 суток… Выделены улицы, переулки… Изоляция от остальной части города… Кирпичная стена… Стену возводят сами жиды… Для покрытия затрат — принудительный заем 30 тысяч червонцев… Собрать в течение 12 часов с момента опубликования настоящего приказа… За любое неподчинение — расстрел.»
Что касается кирпичной стены — ограничились «колючкой». Основное переселение — путем обмена квартирами с неевреями. У нас меняться нечем. Значит, я не просто жид, а жид бездомный.