Михаил Трейстер●●Проблески памяти●От автора

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Проблески памяти
Характер материала: Мемуары
Автор: Трейстер, Михаил
Опубл.: 2003. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора
От автора

Холокост и Сопротивление евреев в Белоруссии

История знает немало трагедий народоубийства. Здесь слово «народ» употреблено не в смысле этнической общности, а как показатель масштаба преступлений. Это и турецко-армянская резня, и так называемые «социальные эксперименты» в Камбодже, и массовые политические убийства в Индонезии, и этнические в Руанде, и еще более знакомые нам сталинские репрессии, а также китайская «культурная революция». Однако даже на фоне этих массовых злодеяний невиданного масштаба Холокост занимает совершенно особое место.

Если прежде массы людей уничтожались по причине религиозной ненависти, захвата территорий или во имя «светлого будущего», то в процессе Холокоста евреи уничтожались только за то, что они евреи, или, говоря более точно, за сам факт их существования.

По словам Папы Иоанна-Павла II «XX век был веком безжалостной попытки уничтожения евреев». При этом идеологи и гитлеровское руководство третьего рейха даже не пытались скрыть или завуалировать причины этой массовой бойни. Более того, она была объявлена одной из основополагающих задач нацистского государства.

Остается лишь добавить, что на все это равнодушно взирал ряд стран антигитлеровской коалиции, в том числе нейтральная Швейцария, а некоторые из них даже отказывали евреям-беженцам в выдаче транзитных виз для проезда в третьи страны.

Таковы некоторые факты, определяющие Холокост, как явление совершенно уникальное. Итогом явилось уничтожение шести миллионов евреев, то есть около 60 процентов проживавших в довоенной Европе. Сюда не входят потери среди евреев, воевавших в армиях стран антигитлеровской коалиции, прежде всего в Красной Армии и в партизанских отрядах. Эти потери, вероятно, могут быть ориентировочно оценены в полмиллиона человек.

Теперь о Белоруссии. На фоне общей уникальности Холокоста судьба евреев в этой республике бывшего СССР во многом отличается от того, что нам известно о других оккупированных территориях.

Общие потери Белоруссии составили, по разным источникам, от одной четверти до одной трети ее населения, в том числе около 800 тысяч евреев, то есть почти 97 процентов всего еврейского населения, оставшегося на этой оккупированной территории.

Другими словами, в живых осталось два-три человека из ста. Это те, кому удалось бежать из гетто, дойти до партизанских зон и, главное, быть принятыми в отряды. Есть основания полагать, что в партизаны попадал один из трех или четырех бежавших из гетто.

Остальные лежат в безвестных могилах по дорогам в леса. Таких могил тысячи.

В числе немногих уцелевших были и те, главным образом — дети, которых, рискуя собственной жизнью и жизнью своих семей, спасало местное население. И это был героизм не менее высокий, чем подвиг на поле боя. Сегодня этим негромким героям иерусалимский институт Яд Вашем присваивает звание «Праведников народов мира». В республике его удостоились более 700 человек, в том числе ныне живущих — почти 50.

Уверен, их было намного больше, но слишком поздно в нашей стране начали этот поиск.

Особенность Холокоста в Белоруссии еще и в том, что здесь, в отличие от ряда других регионов, истребление было поголовным. Если, например, в Транснистрии, в силу специфических условий румынской оккупации, какой-то процент узников гетто пережил войну, если в страшных лагерях смерти типа Майданека и Освенцима, кто-то дожил до освобождения, то Белоруссия уже в октябре 1943 года, за девять месяцев до освобождения, стала, по определению гитлеровцев, полностью «юденфрай», то есть свободной от евреев.

Чтобы покончить с цифрами, следует напомнить, что в Белоруссии нацисты организовали более двухсот гетто, большинство из которых полностью уничтожили уже через недели и месяцы после начала оккупации. Сегодня в республике насчитывается более 500 мест массового захоронения жертв Холокоста, около ста из них пока еще не обозначены памятниками. Многие памятные знаки требуют восстановления.

Еще одной отличительной особенностью Холокоста в Белоруссии является движение Сопротивления и участие евреев в партизанской борьбе. Уже в августе 1941 года в Минском гетто была создана подпольная организация. В целях конспирации она состояла из отдельных, изолированных друг от друга, групп по 5-10 человек. Основные задачи — вывод боеспособных людей в партизанские отряды, сбор оружия, одежды, медикаментов, создание подпольной типографии. Организаторами подполья в Минском гетто стали Смоляр, Фельдман, Киркаешто, Пруслин, Гебелев и другие. Михаил Гебелев в мае 1942 года был утвержден секретарем подпольного райкома, действовавшего на территории гетто. В августе 1942 года его казнили оккупанты. (В октябре 2005 года его имя присвоено одной из улиц Минска.) Общегородским подпольем руководил Исай Казинец, который также был казнен в 1942 году. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Подпольные организации действовали также в Копыле, Клецке, Несвиже, Глубоком, Лахве, Слониме, Мозыре, Мире, Барановичах и ряде других гетто Белоруссии.

Во многих из них было организовано вооруженное сопротивление. Списки евреев, принимавших участие в партизанских формированиях Белоруссии, опубликованы в недавно увидевшей свет книге «Встали мы плечом к плечу...» В них включены только те народные мстители, которые значились евреями в партизанских документах. Надо ли говорить, что в то время не все стремились афишировать свое происхождение: окажись документ в руках немцев, он стал бы смертным приговором.

Итак, список партизан, доживших до освобождения, содержит 7442 фамилии, в том числе руководителей партизанских формирований на уровне бригад, отрядов, полков и батальонов (были и такие единицы) — 92. В списке № 2 — погибшие в борьбе: 1023 человека. Итого общее количество — 8465 человек. Можно предположить, что с учетом тех, кто в партизанских документах проходил под другой национальностью, цифра была бы еще более внушительной. Следует также учесть, что число узников, бежавших из различных гетто и не сумевших попасть в отряды, было намного большим.

В заключение приведу два интересных документа из книги профессора Э. Г. Иоффе «Страницы истории евреев Беларуси» (Минск, 1996). Они показывают, как нас оценивали наши «друзья» и наши враги.

Вот что П.К.Пономаренко, первый секретарь ЦК КПБ (с 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения), писал в ЦК ВКП(б) И.В.Сталину («Записка» датируется не позднее 12 июля 1941 года и до недавнего времени считалась «совершенно секретным» документом): «...Настроение белорусов исключительно патриотическое. ...Как вывод, должен подчеркнуть − исключительное бесстрашие, стойкость и непримиримость к врагу колхозников в отличие от некоторой части служащего люда городов, ни о чем не думающих, кроме спасения шкуры. (Интересно, о чем думал сам Пономаренко, оставив свой народ за три дня до оккупации Минска?Э. И.) Это объясняется в известной степени большой еврейской прослойкой в городах. Их объял животный страх перед Гитлером, а вместо борьбы — бегство...»

(Естественно, что такие реляции не улучшали отношения к евреям «отца всех народов», у которого и своего антисемитизма хватало. Зерна гитлеровской пропаганды падали на хорошо унавоженную почву нашей «мудрой» национальной политики. В результате И.В.Сталин, безусловно, зная о поголовном уничтожении евреев на захваченных территориях, ни разу не возвысил свой голос протеста против этого варварства. Более того, не призвал мощную структуру партизанского движения, руководимую густой сетью подпольных обкомов и райкомов, к спасению хотя бы еврейских детей. А ведь мог. Это безразличие вождя к судьбе уничтожаемого народа в известной мере определило и отношение к евреям со стороны командования многих партизанских формирований. И тут, как говорится, из песни слов не выкинешь.)

А вот как оценивал роль евреев в партизанской войне генеральный комиссар Беларуси (в сентябре 1943 года его взорвали партизаны) В. Кубе в письме рейхскомиссару Лозе от 31 июля 1942 года: «Во всех вооруженных столкновениях с партизанами в Белоруссии выяснилось, что еврейство как в бывшей польской, так и в советской частях генерального округа с польским движением Сопротивления на западе и красноармейцами на востоке, является главным вдохновителем партизанского движения».

И еще одно свидетельство. На немецкой выставке «Преступления вермахта», которая экспонировалась в 2002 году в ряде городов Германии, один из разделов назывался: «Еврей — это партизан, партизан — это еврей». Вот так.

И в заключение — пикантная деталь. Совсем недавно бывший мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов в интервью на радио «Свобода» привел слова своего бывшего соседа по даче Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко о том, что «каждый десятый партизан Беларуси был евреем». Конечно, это явный перебор, однако интересно, что заставило этого сталинского сокола так резко изменить позицию?

Можно лишь добавить, что без знания прошлого невозможно понимание настоящего и предощущение будущего.

Михаил Трейстер,

вице-президент Международного союза евреев — бывших узников фашизма