Михаил Трейстер●●Проблески памяти●Школа

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Проблески памяти
Характер материала: Мемуары
Автор: Трейстер, Михаил
Опубл.: 2003. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора
Школа

В нулевой класс меня «отдали» в 1934 году. Это была образцовая средняя белорусская школа № 25 имени Александра Червякова. Все предметы преподавались на белорусском языке. Не знаю, почему родители выбрали именно эту школу, но она стала нашей семейной: в ней учились оба старших брата и сестра. Милая, уютная довоенная школа № 25. Предметы любимые и не очень. Учителя: Александр Трофимович Мухин, Владимир Петрович Гулис, Вульф Данциг, Ханина, Михлин.

Всех и не упомнишь. Много их было, отдававших нам, лоботрясам, свои силы, знания, представления о мире.

В 1937 году школа перестала носить имя Червякова, поскольку он был «разоблачен» и расстрелян. В те годы мы чуть ли не ежедневно вычеркивали из учебников истории очередного врага народа, предварительно выколов ему глаза острой ножкой циркуля.

Все дружно восхищались пограничником Карацупой и его собакой Индусом, которые почти ежедневно ловили шпионов, иногда с помощью бдительных пионеров. Все мы свирепо завидовали этим пионерам и даже собаке. Каждый мечтал поймать хотя бы одного шпиона и сдать его куда следует, чтобы о нем потом написали в «Пионерской правде». Но шпионов на всех не хватало.

Образцовая школа сохраняла добрые старые традиции прежних гимназий, даже швейцар Зинович носил усы и лампасы. Она стояла приблизительно там, где теперь почтамт, и была полностью разрушена при первой бомбежке 24 июня 1941 года, как и весь центр города.

Кстати, недавно мне вновь пришлось окунуться в далекое прошлое. Меня разыскала минская гимназия № 25 имени Риммы Шершневой, которая, хоть и расположена совсем в другом районе, но вместе с номером унаследовала славные традиции нашей довоенной школы. А Римма Шершнева — девочка из 9-го класса, одноклассница моей сестры — наша пионервожатая. Она в 1941-м эвакуировалась, окончила диверсионную школу, была заброшена за линию фронта и 7 декабря 1942 года при штурме немецкого гарнизона погибла, прикрывая собою раненого командира. Ее имя присвоено еще и гимназии № 1 города Любань, где она похоронена на центральной площади.

К слову, наша гимназия ведет большую работу по розыску бывших учеников довоенной 25-й и изучает ее историю. Благодаря этой работе я встретил кое-кого из бывших своих одноклассников. Было очень интересно и трогательно. Как-никак 65 лет прошло. Довелось побывать и в Любани, а также в партизанских местах, связанных с именем Риммы Шершневой. Спасибо моей, теперь уже почти родной, гимназии № 25 и главному энтузиасту этого поиска Алине Казимировне Похваленной. На таких, как она, и держится наша хилая планета…

Учился я средне. После смерти отца, когда жить стало труднее, в том числе и в смысле карманных денег, мой дядя, брат мамы, предложил форму оплаты по результату: пятерка — 5 рублей, четверка — 3 рубля, тройка — 0, двойка — минус 5 рублей. За месяц стал круглым отличником и вполне состоятельным пацаном. Через пару месяцев уже не выдержал дядя и перестал платить, ну а я по инерции так и остался отличником, но уже бесплатным. Было, конечно, очень обидно.

Хотелось бы здесь назвать имена моих друзей-одноклассников: Феликс Гродштейн, Гриша Дубовский, Кима Рудина, Борис Млынский, Юлик Дворецкий, Фима Гуров, Вадим Ясюкевич, Гена Ткаченко, Таня Кобяк, Ада Наркевич, Люся Шимес, Вова Будрыс… Всех не перечесть. Я их не делю на живых и ушедших. Все они живут в моей памяти пацанами и девочками далекого 1941-го.