Основные мифологемы современного идеологического антисемитизма●1.2. Миф об особой жестокости Израиля в ближневосточном конфликте

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск


Характер материала: Исследование
Из цикла «Проект "Борьба с интеллектуальным антисемитизмом"». Опубл.: 2013 г.. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Миф об особой жестокости Израиля в ближневосточном конфликте

Военные конфликты сопровождаются жестокостями. Вооруженный конфликт ишува (еврейской общины Страны Израиля до создания Государства Израиль), а затем и Государства Израиль со своими арабскими соседями — не исключение. В августе 1929 года во время волны погромов в подмандатной Палестине арабская толпа убила 67 евреев в Хевроне, в основном религиозных ортодоксов, то есть несионистов, и 18 евреев в Цфате. В апреле 1948 года, во время Войны за независимость Израиля, члены правых военных организаций Иргун Цваи Леуми (Эцель) и Лохамей Херут Исраэль (Лехи) — единая Армии обороны Израиля в это время ещё не была создана — убили 107 мирных крестьян арабской деревни Дейр Ясин в окрестностях Иерусалима. В ответ палестинские вооруженные силы убили в иерусалимском районе Шейх-Джаррах 77 (или 78) евреев-медсестер и врачей, ехавших в больницу Хадасса.

Жестокость имела место с обеих сторон. Можно ли говорить об особой, жестокости Израиля в этом конфликте? Такой жестокости, которая превосходит всё самое худшее, что происходило и происходит в мире?

Каждое десятилетие приносит нам известия о новых кровавых войнах, о новом случае геноцида. Война 1954—1962 годов за независимость Алжира стоила жизни более, чем миллиону алжирских мусульман — арабов и берберов. В серии войн, проведенных с 1961 по 1988 годы правительством Ирака против своих граждан-курдов, было убито около 180 000 курдов, преимущественно мирных жителей; в войне против курдов правительство Ирака использовало и химическое оружие. В продлившейся два с половиной года (1967—1970) войне Нигерии против отделившейся от нее Республики Биафра, федеральное правительство Нигерии и ее армия убили около миллиона биафранцев, в основном гражданского населения. Режим «Красных Кхмеров» в Камбодже в 1975—1979 годах уничтожил не менее полутора миллионов кхмеров. В ходе индонезийской оккупации независимого Восточного Тимора в 1975—1999 годах было убито, вероятно, около 150 000 из 700 000 жителей Восточного Тимора (наиболее вероятная оценка; оценки числа погибших варьируют от 91 000 до 200 000). В 1980—1983 годах, в ходе кампании против коммунистического партизанского движения, власти и армия Гватемалы убили 200 000 человек, принадлежавших к различным народностям группы майя. В 1994 году власти Руанды уничтожили не менее полумиллиона (возможно, один миллион) человек, принадлежавших к этнической группе тутси. В ходе гражданской войны 2003—2009 годов в суданской провинции Дарфур было убито и умерло от голода 200 000—250 000 человек; два миллиона человек бежало из страны.

Однако всё внимание «мирового общественного мнения» (а фактически, средств массовой информации) приковано к ближневосточному конфликту. Действия всех остальных армий мира, участвующих в военных конфликтах — армии Шри Ланки против «Тигров освобождения Тамил Илама», турецкой армии в турецком Курдистане, филиппинской армии против сепаратистов Минданао, не говоря уже об армиях Судана, а в недавнем прошлом — также Ирака, и т. п. — не вызывают и четвёртой части такого негодования, как действия Цахаля — Армии обороны Израиля. «Геноцид палестинцев», устроенный израильскими оккупантами, не сходит со страниц газет и является темой множества массовых митингов в Европе и обеих Америках. Постоянно подчёркивается незаконность израильской оккупации палестинских территорий, и только этой оккупации — не говорится ни о незаконности сирийской оккупации Ливана, ни о пакистанской оккупации северо-западного Кашмира, ни о китайской оккупации принадлежащего Индии района Аксай Чин, и т. д.

Похожим образом Израиль обвиняется в чудовищных нарушениях прав человека. Примерно третья часть всех резолюций осуждения, выпущенных Комиссией ООН по правам человека с 1970 по 2010 годы — осуждали Израиль. Ни одна резолюция не осудила нарушений прав человека в СССР и пост-советской России, в Китае и Северной Корее, на Кубе и в Саудовской Аравии, в Сирии или в Зимбабве. Только в декабре 2005 года Комиссия выпустила 19 резолюций против Израиля и провалила резолюцию против Судана, виновного в геноциде в Дарфуре.

Когда в ноябре 1975 года Генеральная Ассамблея ООН выпустила свою декларацию, объявлявшую сионизм формой расизма, ее в резких словах осудил один из лидеров афроамериканцев США Бэйярд Растин. Он назвал резолюцию «актом гигантского лицемерия» и заявил, что ООН лишила термин «расизм» и другие аналогичные термины их реального содержания, исказила их и использует эти термины как политическое орудие. Расизм и этнорелигиозная дискриминация характерны как раз для многих мусульманских стран, подчеркнул он. Ни одна арабская или мусульманская нация не подошла к столу голосования 10 ноября 1975 года с чистыми руками. Растин писал:

«Курды в Иране, копты в Египте, евреи в Сирии страдали и продолжают страдать от самого страшного и жестокого преследования. Конституция Иордании запрещает евреям становиться её гражданами, тогда как арабы сидят в израильском парламенте, а арабский язык — один из официальных языков [Израиля]. Советский Союз… выселял целые народы. При помощи Советского Союза и арабских стран Судан провёл почти геноцидальную войну против немусульманских чернокожих, в ходе которой было убито 500 000 человек».

Но все упомянутые страны осудили Израиль как расистское государство, нарушающее права человека.

Мы не собираемся сейчас решать вопросы о том, правы или неправы были власти Израиля в 1948 и 1967 годах и позже, или хорошо ли себя ведет израильская армия на оккупированных территориях Западного Берега Иордана. Наша задача сейчас — дать уравновешенную оценку действиям Израиля в его конфликте с соседями-арабами.

В 1948 году с территорий, которые вскоре вошли в состав Государства Израиль, бежали или были выселены израильской армией более 700 000 палестинских арабов. Шли 1940-ые годы, и эти годы были свидетелями многих выселений. В 1940 году Советский Союз выселил 400 000 финнов с территорий, аннексированных в Зимней войне — с Карельского перешейка и северного берега Ладоги. В 1945—1946 годах СССР и Польша выселили 12 миллионов немцев из Померании, Силезии и Восточной Пруссии, аннексированных Польшей и частично СССР. Чехословакия выселила 3 миллиона немцев из Богемии и Моравии. Немцев депортировали также из Венгрии, Югославии и Румынии. В том же году 400 000 японцев было выселено с Южного Сахалина, «возвращенного СССР», и 17 000 — с Курильских островов. США тогда же выселили несколько десятков тысяч японцев из оккупированной ими Микронезии. В то время, как шла война между Израилем и его арабскими соседями, далеко на востоке происходил раздел бывшей Британской Индии. С территории Пакистана на территорию Республики Индии бежало 4,5 миллиона индусов, и около миллиона мусульман, индусов и сикхов было убито.

Израиль поступил жестоко в 1948 году, выселяя 700 000 арабов или равнодушно взирая на их бегство; однако его действия в те времена были «в духе времени». Насильственное выселение немцев из Силезии, Чехословакии и французского Эльзаса считалось чем-то само собой разумеющимся. Власти Ирака в 1950—1951 годах равнодушно взирали на паническое бегство из страны 110 000 евреев — и это тоже казалось в порядке вещей. Сам де Голль остался равнодушен к выселению в 1962—1963 годах из завоевавшего независимость Алжира миллиона «чужаков» — французов, а также более 100 000 коренных алжирских евреев. Беженцы в тогдашнем мире исчислялись миллионами; но в фокусе внимания всего мира оказались только 700 000 палестинских беженцев.

Почему именно проблема палестинских беженцев до сих пор стоит так остро? Безусловно, одна из причин этого — постоянное муссирование этой проблемы современными арабскими национальными лидерами. Есть, однако, и дополнительная причина. 400 000 финнов, выселенных Советским Союзом с Карельского перешейка и с северного берега Ладоги в 1940 году были приняты Финляндией и расселены на оставшейся территории страны рядом с остальными финнами. Миллионы беженцев-немцев и японцев 1945 года нашли себе новый дом в обоих германских государствах и в Японии. Изгнанные из бывших колоний французы и голландцы живут ныне во Франции и Нидерландах, нечем не отличаясь от остальных своих соплеменников. Начиная с периода балканских войн (1912—1913 годы) и до сего момента Турция принимает турок, выселенных или бежавших с Балкан. Ныне только такие ностальгические организации как Землячество судетских немцев или Землячество балканских турок напоминают о том, что их члены — в чём-то не такие, как прочие немцы и турки. В отличие от остальных беженцев, палестинских беженцев их братья-арабы в соседних арабских странах отказались абсорбировать. Им не дали слиться с иорданцами, ливанцами, сирийцами, и т. п. Беженцы были помещены в лагеря палестинских беженцев и превратились в парий арабского общества, в дискриминируемую, а значит, постоянно недовольную массу. Большинство из называющих себя палестинскими беженцами людей уже родились в лагерях; проблема палестинских беженцев, таким образом, увековечена, и у нее два виновных — Израиль и арабские страны.