Разговор о фауне Галилеи

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск


Характер материала: Интервью
Дата создания: 29/10/2014. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Разговор в фейсбуке

Хаим: А что, еноты и в Израиле водятся?

Енот.

Давид: Тёмные люди. Еноты? Да еще в каких количествах!

Голова собачья, повадки кошачьи. Жрут всё, что попало. Дай хасу[1] — сядет, будет жрать хасу. Положи рядом с хасой кусок курочки — в одной пятипалой руке будет держать хасу, в другой курочку. Потому что вкусно.

Очень домашние звери. У нас в нижней Галилее они были пронумерованы.

Еще прикольнее — барсуки. Тоже из тех, кто ложил на вас. То есть вы — способ его пропитания. Они вообще на задних лапах готовы по дому за тобой ходить: дай помидор. Барсучат рожают исключительно под домом, чтобы люди кормили. Но взрослый, большой барсук-папаша может схавать вашего кошака. Все они уничтожают змей, тарантулов, скорпионов в округе, которую метят. Так что хорошее зверье. А вот встретиться поутру со взрослым мангустом я бы никому не пожелал.

В книжках про Рики Тики Тави мангуста рисуют какой-то белочкой. А это огромная, просто невероятных размеров крыса, с мощным шерстяным хвостом, спускающимся от позвоночника треугольником, жутко прожорливая, с красным ртом и совершенно отвратительной наружности. Причем змей эта гиперкрыса будет жрать только тогда, когда вконец оголодает.

Со змеенышами (у нас цефы[2] откладывали яйца в шкафах — Кфар-Тавор, кому интересно) лучше всего справлялись кошаки и еноты. Еноты абсолютно не боятся собак. Мой супергерой Диди, который на случку несся через весь мошав, будучи к порогу каравана привязан на цепь (он этот порог волочил за собой), енотов всегда пускал в дом. Даже не рычал.

Огромный плюс: еноты прогоняют ёжиков. Кто пробовал спать «на природе» в присутствии ёжиков — поймет. Это — белая ночь. Его не выгонишь, не найдешь, но пыхтеть и топать он будет всю ночь как конь. Еноты их находили и прогоняли. Самка-енотиха Мима развалившись спала на телевизоре зимой. Тёпленько.

Мангуст. Фото Михаила Гольдштейна.

Через несколько караванов жило семейство барсуков. Очень прикольные, особенно, когда маленькие, но гораздо с более хищными повадками. Котят могли загрызть.

А еще чуть дальше, несколько месяцев подряд лежал старый степной волк. Он умирать пришел, но наши подачки ему всё мешали это сделать. Чувак жрал только хлеб. Звали его Вася, и все дети (12 караванов) ходили его кормить. Но умирать по настоящему Вася ушел от нас. Это было отощавшее, совершенно дезориентированное животное. Когда мы его с Игорем нашли, он уже положил морду в сухостой и не дышал, а рычал. Умирал. По дороге за водой мы с Горынычем (Игорь) решали, кто это — собака или волк. Моя взяла! Это был волк. Про облезлых лисиц даже писать неохота, а про змей — вы все равно не поверите.

Лёлик: Гм-м-м-м… Мои родители жили в хостеле[3] в Нацрат-Илите. Там под домами был садик, вплотную примыкавший к открытой местности. По нему бегали мангусты, нормально сосуществуя с кошками. Никаких особо отрицательных свойств я у них не наблюдал, и старики тоже. И не слишком они попрошайничали, ловили кого-то. Кстати, они из семейства виверровых — что-то переходное от куньих к кошачьим.

Давид: Хрен его знает какого они семейства, но когда я на рассвете увидел мангуста размером с «Запорожец» с гусем в зубах, мне стало не по себе. Они тырили и убивали всех подряд, а на змей давно забили.

Мы мусор ходили выбрасывать с палкой от швабры, бак кишел цефами. Мою Катьку (старшую) два раза цефа кусала. В первый раз — правда было страшно. Противоядие кололи за подписью обоих родителей. Вдруг сердце не выдержит.

В бассейне утром Шауль вытаскивал сачком по два десятка утонувших змей. Летом, после захода солнца, они лежали растянувшись сосисками на асфальте с такой плотностью, что их нужно было обходить. Намотанных на колесо машины нескольких змей с животами гнойного цвета (самки) сначала сбивали палками, а потом привыкли и не трогали. Сами отвалятся.

Палестинская гадюка. Фото Финклеза.

А однажды эвакуировали остановку для школьников. Ненормальных размеров гадюка (бетонную цельнолитую остановку мы перевернули, так как наши привычные ко всему дети оттуда разбежались и орали, что там — удав) и нашли там гадюку, которая рыла себе нору. Полтора метра длиной, но самое ужасное (я испугался, и ничуть это не скрываю), в обхвате она была сантиметров 20. То есть — змея-карлик. Ромбы очень выражены, и живот — гнойного цвета. Беременная самка. От укуса такой — сыворотка не спасет, просто не успеет приехать скорая. Мы ее вчетвером лупили лопатами, туриями, потом камнями, а она все извивалась и не хотела умирать.

Или паучки размером с мужскую ладонь цыплячьего цвета, чуть-чуть приволосённые. Такое нечто забирается на столб и ждет, когда на него сядет мелкая птица. Потом мгновенно убивает её и схватив какой то хренью под животом, очень быстро волочет её в нору. Этих паучков я заливал водой, хлоркой, бетоном — ничего не помогало. А кот Слепа (он с рождения был слепой, но природа компенсировала ему габаритами, мини-рысь) этих пауков ловил как мух. Слепа и Бздырь (братья, из одного помета) устраивали этим тарантулам такой террор, что в конце концов извели их под ноль.

Есть какая то змеюка, мелкая — сама серо-черная в ярко красную крапинку. Я их не боясь в руки брал. Типа такой маленький ужик. Как-то сижу на пороге, с этой змейкой играю, с руки на руку. Мимо п…ет Слепа. Надо сказать, что когда он не на охоте — выглядел он совершенным долбо..ом. Мог долбануться башкой об столб, в двери не попасть (Слепоньку кормили все поголовно, еще зазывали, конкуренция). Чешет он себе по своим кошачьим делам, вдруг подбегает, хватает эту змею за голову и начинает жрать. Ругаться со Слепой бесполезно. Он ее схавал всю, и выглядело это очень неаппетитно.

Никаких википедий, понятно, тогда и в помине не было, как и интернета. И только потом я узнал, что эта мелкая пестрая змейка — крайне ядовита. Причём, что-то там было написано, что встречается редко, как ливанская кобра, ареал обитания — северная Галилея, Голанские высоты, Сирия. А мы их с геранью путали, чуть ли не на каждом камне.

В ульпане, в Афуле, нам сказали, что шакалов в Израиле больше нет, и их песен мы уже никогда не услышим. Не знаю, какой долб…б составляет программы для ульпанов, но шакалы выли каждый вечер и до утра. Кстати, очень душевно.

Гиена в зоопарке. Фото Л.Гроервейдла.

Как в каждой деревне, у нас была свалка для павшего скота. И не важно, куры передохли, гуси (у нас было много гусиных хозяйств, и кстати, без живодерства, типа трубочек для роста печени), индюки или коровы — всех туда, в промышленных количествах. Понятно, что все это «пахло». И там обитали гиены. Отвратительные мерзкие животные, которые сами по себе разносят заразу. Мошавники по пятницам выезжали на тендерах отстреливать гиен. Стреляли из пулеметов и вполне приличных М4. Откуда в мирном колхозе столько автоматического оружия — до сих пор ответа не найду. Но я на эти «радости жизни» не ездил. Гиены мерзкие, но лупить по ним из пулемета как-то не хотелось.

А если ты когда-нибудь видел сухопутную черепаху весом килограмм в 30 — скажи мне. Я видел и пытался эту гору поднять. Ближе к зиме эти горы выползали не знаю откуда и шли в мошав. Иногда нагло перебегая дорогу.

Лёлик: Ну, шакальские народные песни я с удовольствием слушал по ночам в Офарим в 2002 году. А что тут и гиены есть — читаю в первый раз…

См. также

Примечания

  1. Сорт листового салата.
  2. Ядовитые змеи.
  3. Многоквартирный дом для стариков с некоторыми дополнительными услугами и присмотром за их общим состоянием. На иврите называется «диюр муган» — «защищённое жильё».