Эмануэль Рейзер●●"Книга Йоны" — новые идеи
Характер материала: Лекция/выступление/публикация |
По материалам книги р. Хананеля Этрога «Канфей Йона».
Тема Книги Йоны — тшува Йоны. Рассказ начинается с великого греха — отказа пророка выполнять приказ Б-га, и далее описываются последствия этого отказа и конечный приход Йоны к тшуве.
Йона — комплексная личность. Опираясь на талмудический комментарий, автор объясняет, что Йона по отцу происходит из колена Зевулуна, а по матери — из колена Ашера. При этом, хотя Йона вырос в колене Ашера, зевулунское начало глубоко сидит в его душе.
Ашер и Зевулун отличаются примерно как Йеhуда и Йосеф в классическом понимании. Ашер нацелен вовнутрь, в святость Израиля, и непрeемлет всё чуждое, лишенное раскрытой святости. Он эстетичен, но это исключительно этика кдуши («жены первосвященников — из Ашера»). Зевулон нацелен вовнутрь, в поиск искр святости среди других народов, и вообще в обыденных вещях. На уровне сознания (разума), по воспитанию, Йона — ашерец, на уровне подсознания (нешама) — он зевулунец. Тшува состоит в том, чтобы привести сознание в соответствие с подсознанием. Книга Йоны построена вокруг переходов от сознания к подсознанию и обратно.
Сначала Йона получает пророчество, это уровень подсознательный и пророчество зевулунское — он должен идти в другой народ! Сознание, ашеровское, не может смириться с таким пророчеством, оно его сразу отвергает, даже не споря с Тем, кто пророчество послал. Йона готов умереть, но не делать то, что ему кажется противным его натуре.
Йону выкидывают за борт (между делом — влияние скрытого зевулунства — он, не желая того, приводит к тшуве моряков корабля). Умирая, Йона переходит на подсознательный уровень — зевулунский, и готов выполнять свою пророческую миссию и хочет жить. От утопления его спасает рыба, где, оставаясь в подсознании, он произносит свою благодарственную молитву (это для меня был полный хидуш — молитва Йоны в чреве рыбы является не просьбой о спасении, а благодарением за него и выражением готовности выполнять волю Всевышнего — посмотрите на молитву внимательно, это и есть пшат).
Оказавшись на суше, Йона возвращается к ашеровскуму сознанию. Поэтому ему надо опять конкретно приказать: «Поднимайся и иди в Ниневию…» — что он делает, но без энтузиазма. Ниневийцы делают тшуву, но тшува это показная и спонтанная (животных одевают в рубища и заставляют поститься!). Йона, как перфекционист-ашерец, разочарован тем, что Всевышний её принимает и не наказывает никчемных злодеев. Но, в отличии от первой главы, Йона вступает в диалог со Всевышним, его ашеризм уже не такой увереный а абсолютный.
Результат диалога — последнее пророчество книги — кикаён, тень, червь, ветер. Пророчество, которое пророк ощущает не в словах и образах, а в ощущении жары и холода. Жалея кикаён, Йона раскрывает в себе зевулунца, ему уже важны с виду несущественные вещи. «Что и следовало доказать» — заключает диалог и книгу Всевышний.