Ольга Каткова●●Часть первая, вступительная. Эмоции растений.
← | Книга: Живой мир, мы и Создатель Характер материала: Эссе Каткова, Ольга |
→ |
Дата создания: 5/09/2012. |
У растений есть эмоции. Пока это утверждали только российские биологи, можно было отмахнуться. Сказать: "чушь!" Но вот, лет на 20 позже, но тоже самое утверждают и англоговорящие исследователи.
Вот советские исследования 1979 года. Тогда над ними смеялись на Западе...
Теперь уже не так просто отмахнуться, правда?
Жаль, что на право не отмахиваться нужно добавочные 20-40 лет из очень короткой человеческой жизни.
Но сейчас я хотела бы писать не о факте, который становится бесспорным для интересующихся лиц. А о том, какие выводы должны бы быть сделаны людьми из этого факты, но, увы, опять не делаются.
Итак, растения ощущают боль и страх, могут радоваться и любить. Они радуются тем, кто за ними ухаживает, и боятся тех, кто причиняет им боль. Они помнят и отличают одних от других. Это физиологический, замеренный приборами факт. Их эмоции вплетаются в общее ментальное поле планеты, в котором живём все мы. Мы вместе с живым миром формируем общий ментальный фон, и мы сами, живя в этой общей ментальной атмосфере, формируемся ею.
Должен ли этот факт повлиять на взаимоотношения человека и пока ещё окружающего его остатка живого мира планеты? Что означает для человека факт эмоций окружающих его растений и насколько с ними надо считаться? Ведь растения не могут отомстить человеку. Они беззащитны перед ним. То, что мы называем Йецер hа-ра (злое начало) присуще только человеку. У растений, несмотря на эмоции, его нет.
Они могут бояться, им может быть больно, а вот создавать в ответ новое ЗЛО им не дано. С другой стороны, что имеет человек от "любви" тех же растений? Кроме самого ментального фона, который наполнен либо страхом, либо симпатией и любовью?
Тут я уже на английском исследований не приведу. Ещё лет 20 подождать надо. Чтобы начать искать ответ, надо сначала поставить именно таким образом вопрос. А вот россияне таким образом вопросы уже ставили. И первые результаты получали. Что у разных хозяев в одной деревне яблоки одного сорта обладают достаточно разным химическим составом, например.
То есть, почва, климат, водный режим, сорт примерно одинаковый, а яблоки разные. И что "хозяйские" яблоки меняют свой состав под нужды любимого хозяина, фантастическую гипотезу выдвинули. Линка привести не могу, на бумаге читала. И давно.
А в других источниках ещё круче закрутили. Сказали, что собственная, прирученная экосистема отличается от дикого леса или чужого парка, как свой пёс от бродячего. Смеялась, когда читала. А что теперь?
Понятно, что любому нормальному человеку хочется жить в атмосфере любви, а не в атмосфере страха. И понятно, что человеку, имеющему свой кусочек земли, создать его прирученным, любящим, своим пространством гораздо легче, чем квартирному жителю влиять на решения официальных структур.
Мы спокойно смотрим, как муниципалитеты кромсают деревья под кусты и заливают дикие цветы на пустырях убивающих их ядом-рэндапом. Кому мешает фантастическое зимнее цветение Земли Израиля? Почему мёртвые и умирающие цветы и травы посреди зелёного сезоны должны быть нормой в наших населённых пунктах, а собаки и кошки должны справлять свою нужду в протравленную, сухую, мёртвую траву? Почему вместо живой зелени горожане должны дышать ядом и смертью живого?
Почему перед посадкой леса, когда он ещё сажается, нужно прогнать бульдозер и уничтожить травы и кусты, а не посадить саженцы среди живого? Как эта практика выглядит с точки зрения эмоционального фона живого мира, в котором мы живём? Какие эмоции будут первыми эмоциями посаженных саженцев, и какого будет их отношение к человеку?
Моё мнение, что нет более прекрасного и близкого Творцу Мира вида творчества, чем живое строительство из живого, данного нам Творцом материала этого мира, разделяют единицы из сотен тысяч. Материала, который немедленно отвечает на любовь и заботу любовью и заботой. Но даже большей части этих редких единиц в нашей Стране дорога к Творчеству из живого материала перекрыта правящей системой. Земля монополизирована государством и не даётся людям.
Мой друг сажал жёлуди на пустыре Нацрат-Илита. Они проросли, он мульчировал их ветками и раз в две недели выливал на дубик бутылку воды. Дубы прижились. Прошли муниципальные работники и всё выкорчевали. Пустырь должен быть пустырём.
Уже около десяти лет в моём родном городе не ведётся посадок на Ту Би-Шват и постоянно ведётся уничтожение посаженных раньше лесных кусочков.[1][2]
Уже три года ирия[3] не может изыскать вокруг города места, где можно было дать самим жителям восстановить уничтоженный лес. Люди годами просят муниципалитет выделить участок под лесную зону и помочь с получением саженцев от ККЛ. В этом году муниципалитет тоже не смог решить этот "крайне сложный" и "не стандартный" для Израиля вопрос.
Творческий потенциал людей, их желание и готовность к живому строительству старательно и умело спускается властями в гудок.
Источники
Примечания
- ↑ "Зелёный" город
- ↑ Новости зелёного города
- ↑ עיריה (иврит) - муниципалитет